Вторник, 23-Апр-24, 08:30
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Урок-лекция по биологии. Тема: "Условия жизни организмов"
[ Скачать с сервера (36.0 Kb) ] 23-Авг-11, 14:37

Урок 2 (лекция).

Тема. Условия жизни организмов.

Цель: познакомить учащихся с условиями жизни организмов и механизмами воздействия экологических факторов.

Средства обучения: презентация занятия в программе PowerPoint.

Требования к знаниям и умениям учащихся после изучения темы

После изучения темы учащиеся должны:

  • владеть понятиями темы: «среда жизни (обитания)», «местообитание», «экологическая ниша», «экологические факторы», «условия существования организма», «лимитирующие факторы», «доза», «диапазон действия», «кривая жизнедеятельности», «экологическая  пластичность», «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропические факторы»;
  • научиться строить экологические кривые, определяющие интервалы условий, в которых организм способен выжить без конкуренции;
  • уметь охарактеризовать влияние различных экологических факторов на организмы.

Начиная урок, необходимо ввести основные понятия, связанные с условиями существования организма.

Условия, в которых живет организм, называются средой жизни (обитания), а конкретное место его жизни –  местообитанием.

Определить основные среды жизни: водная, надземно-воздушная, почва и живые организмы.

Показать на примере отличие понятия «местообитание» от понятия «экологическая ниша».

Термин «местообитание» означает лишь пространство, где обитает определенный вид, тогда как «экологическая ниша» включает в себя и ту роль (специализацию), которую выполняет данный вид в среде обитания.

Ввести понятие «экологические факторы».

Свойства среды, оказывающие на организмы разностороннее воздействие, называются экологическими факторами.

В природе эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а в виде сложного комплекса. Комплекс экологических факторов, без которых организм существовать не может, и представляет собой условия существования данного организма.

В зависимости от требований к условиям среды и реакции на определенные экологические факторы, организмы формируются в экологические группы.

Только после введения основных терминов нужно перейти к закономерностям и механизмам воздействия экологических факторов на организм.

Раскрыть понятие «лимитирующий фактор» и привести примеры лимитирующих факторов.

Лимитирующие факторы – это факторы, как правило, неблагоприятным образом влияющие на жизнедеятельность организмов, ограничивающие их рост и развитие.

Лимитирующими факторами могут быть:

  • абиотические факторы;
  • загрязнение природной среды;
  • емкость природной среды;
  • численность популяции.

Интересно отметить, что лимитирующими факторами могут быть не только вещества, находящиеся в недостатке, но и вещества, содержащиеся в окружающей среде, в избытке, т.е. как максимальные, так и минимальные экологические воздействия. Диапазон между ними составляет предел толерантности (выносливости) организма в пределах кривой жизнедеятельности.

Привести примеры разных форм экологических кривых.

У сосны обыкновенной экологическая кривая широкая, а форма – двувершинная (двугорбая). Форма кривой говорит о том, что сосна в наиболее благоприятных для себя условиях легко проигрывает темнохвойным растениям (кедр, ель и пихта), имеющим плотные, густые кроны и способным создавать большое затенение, потому что она светолюбива. А ширина – о том, что растет сосна в широком диапазоне экологических условий и обладает большой экологической пластичностью.

Ввести термин «экологическая пластичность».

Экологическая  пластичность – способность приспосабливаться к самым разнообразным условиям окружающей среды.

И чем разнообразнее условия, в пределах которого данный вид может существовать, тем больше его экологическая пластичность и тем шире диапазон его толерантности (выносливости).

Привести примеры стенобионтов, эврибионтов.

Представить классификацию экологических факторов и кратко охарактеризовать факторы.

Абиотические факторы – это факторы неживой природы, влияющие на организм.

К ним относятся:

  • физические, или климатические (температура, ионизирующая радиация, свет, барометрическое давление, магнитное поле, гравитация, ветер, влажность и др.).
  • эдафические, или почвенно-грунтовые (механический и химический состав почв, их физические и химические свойства);
  • топографические, или орографические (условия рельефа);
  • гидрологические – гидрофизические и гидрохимические (химический состав морских, пресных вод).
  • химические (химический состав атмосферы, морских, пресных вод, почвы, донных отложений).

Биотические факторы – это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. 

Категория: Мои файлы | Добавил: Оксана
Просмотров: 2716 | Загрузок: 218 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 1
1 Kelly  
0
Интересно! Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *: