Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (36.0 Kb) ] | 23-Авг-11, 14:37 |
Урок 2 (лекция). Тема. Условия жизни организмов. Цель: познакомить учащихся с условиями жизни организмов и
механизмами воздействия экологических факторов. Средства обучения: презентация занятия в программе PowerPoint. Требования к знаниям и умениям учащихся
после изучения темы После изучения темы учащиеся должны:
Начиная урок, необходимо ввести основные
понятия, связанные с условиями существования организма. Условия, в которых живет организм,
называются средой жизни (обитания), а конкретное место его жизни –
местообитанием. Определить основные среды жизни: водная,
надземно-воздушная, почва и живые организмы. Показать на примере отличие понятия
«местообитание» от понятия «экологическая ниша». Термин «местообитание» означает лишь пространство,
где обитает определенный вид, тогда как «экологическая ниша» включает в себя и
ту роль (специализацию), которую выполняет данный вид в среде обитания. Ввести понятие «экологические факторы». Свойства среды, оказывающие на организмы
разностороннее воздействие, называются экологическими факторами. В природе эти факторы действуют не
изолированно друг от друга, а в виде сложного комплекса. Комплекс
экологических факторов, без которых организм существовать не может, и
представляет собой условия существования данного организма. В зависимости от требований к условиям среды
и реакции на определенные экологические факторы, организмы формируются в
экологические группы. Только после введения основных терминов
нужно перейти к закономерностям и механизмам воздействия
экологических факторов на организм. Раскрыть понятие «лимитирующий фактор» и
привести примеры лимитирующих факторов. Лимитирующие факторы – это факторы, как
правило, неблагоприятным образом влияющие на жизнедеятельность организмов,
ограничивающие их рост и развитие. Лимитирующими факторами могут быть:
Интересно отметить, что лимитирующими
факторами могут быть не только вещества, находящиеся в недостатке, но и
вещества, содержащиеся в окружающей среде, в избытке, т.е. как максимальные,
так и минимальные экологические воздействия. Диапазон между ними составляет
предел толерантности (выносливости) организма в пределах кривой
жизнедеятельности. Привести примеры разных форм экологических
кривых. У сосны обыкновенной экологическая кривая
широкая, а форма – двувершинная (двугорбая). Форма кривой говорит о том, что
сосна в наиболее благоприятных для себя условиях легко проигрывает темнохвойным
растениям (кедр, ель и пихта), имеющим плотные, густые кроны и способным
создавать большое затенение, потому что она светолюбива. А ширина – о том, что
растет сосна в широком диапазоне экологических условий и обладает большой экологической
пластичностью. Ввести термин «экологическая пластичность». Экологическая пластичность –
способность приспосабливаться к самым разнообразным условиям окружающей среды. И чем разнообразнее условия, в пределах
которого данный вид может существовать, тем больше его экологическая
пластичность и тем шире диапазон его толерантности (выносливости). Привести примеры стенобионтов, эврибионтов. Представить классификацию экологических
факторов и кратко охарактеризовать факторы. Абиотические факторы – это факторы
неживой природы, влияющие на организм. К ним относятся:
Биотические факторы – это совокупность
влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. | |
Просмотров: 2716 | Загрузок: 218 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||